Самые большие неожиданности происходят в самые обычные дни. Например, во вторник. Я сижу на подоконнике в пяти метрах от Бориса Гребенщикова и задаю ему всякие глупые вопросы.
У каждого из нас есть свои сильные стороны. Иногда мы умеем обратить их себе на пользу. Сильная сторона Вани Хмилецкого - открытость и общительность. Его связи и количество контактов с самыми разными людьми вызывают и зависть, и уважение. Поэтому звонок с предложением пойти на творческую встречу с лидером "Аквариума" не удивил. Ванька такой, он может.
Встречу организовывала "Украинская федерация йоги" - этих ребят я зауважала еще после просмотра их промо-ролика (умеют же люди и творчески подойти к вопросу, и технически грамотно сделать!). Вот она, организация для людей, это я понимаю. Берите пример.
Мы разместились в музее украинской живописи (сколько жителей Днепропетровска знают где это?) Сходите, там красиво. Пропускали строго по списку, где значилось "Иван Хмилецкий +1". Сегодня я - плюс один :)))
Борис Борисович выглядел, как обычно - ярко, броско, в неизменной черной шляпе с полями и темных очках. Имидж, проверенный временем.
- "Ближе! Еще ближе", - первые слова, едва он опустился в кресло. Началась суета, все стали двигать стулья. Мы с Ванькой встали и просто пошли вперед. Так оказался весьма удобный подоконник с отличным обзором.
- "Давайте, спрашивайте!", - все молчат. И я молчу, еще не разобравшись, какие тут порядки. Скажу честно, мне не понравилось. Начались первые несмелые вопросы, Борис Борисович отвечал односложно, с иронией. Все смеялись, а задававшие их смущенно умолкали. Захотелось уйти, но между моим подоконником и дверным проемом было столько стульев с людьми, что придется терпеть. Уходить настолько демонстративно не хотелось.
Как часто бывает, первое впечатление обманчиво. Постепенно народ осмелел, разговор стал интереснее, искреннее, глубже.
У меня такое чувство, что на самом деле нас интересовало всего два вопроса:
"Как там, на вершине славы?" и "Что нам сделать, чтобы туда добраться?"
По понятным причинам эти вопросы остались не заданными. А по ходу разговора и вовсе потеряли смысл.
"Что вы считаете своим самым большим достижением?", - мой вопрос.
"Знаете, я не считаю, что у меня есть какие-то достижения. Но если надо быстро что-то умное сказать... Я думаю то, что мне и группе "Аквариум" удается уже более сорока лет делать то, что мы хотим и не делать то, чего от нас хотят - это хорошо".
Более сорока лет! Я столько еще даже не живу... "- Скажите, а вы напеваете свои песни? Как мы ваши..." , - прозвучал вопрос, пока я предавалась мыслям о возрасте.
"- Пока я запишу свою песню, я прослушаю ее гораздо больше раз, чем любой нормальный человек станет это делать. И потом, то, что я делаю, я считаю намного хуже, чем есть вокруг меня, поэтому свои песни не слушаю и не пою (кроме как на концертах). Слушаю других - то, что меня развивает".
Дальше пошли вопросы о любимой музыке и книжных героях, о тонкостях творческого процесса, разных городах, буддизме и чей там, собственно, портрет висит на концертах.
Больше всего в этом человеке меня поразило то, что немало прожив и повидав, вкусив и денег, и славы, и путешествий, и прочих благ, он продолжает видеть волшебство Жизни. Воспринимать ее как чудо, не анализировать, не пытаться разложить по полочкам, а просто жить и наслаждаться этим. На многие вопросы о том как происходит создание песен, выбор темы, момент ее завершения и т.д. он просто отвечал: "Не знаю". Совершенно искренне.
Что отличает меня от БГ? То, что на протяжении сорока лет он делал свое дело, не допуская сомнений о его правильности и смысле. Хотя со стороны, уверена, таких сомнений и критики было предостаточно. Над этим хочется подумать подольше...
Избранные цитаты (что больше всего запомнилось):
"- Помогать обязательно нужно. Каждому из нас нужна поддержка в том что он делает.
- А если человек действует неправильно, допускает ошибку, тоже поддерживать?
- А кто мы такие, чтобы судить, что ошибка, а что нет?"
"Самое лучшее место на земле - это то, где я сейчас нахожусь. Только здесь я могу что-то делать, остальное не более чем фантазии или воспоминания".
"- Скажите, а вы пишете песни для себя или для людей?
- А вы поспрашивайте у своих знакомых женщин, они ребенка рожают для себя или для людей? Песня - это живое существо. Я - не Господь Бог (хотя, думаю, он действует точно так же), и чтобы создать песню, мне нужно наполнить ее своей энергией. Это длительный процесс, он требует времени и сил."
- "Можно прописать некий алгоритм творческого процесса - это верный способ лишить себя всякого удовольствия от него".
- "Делайте то, что вам нравится. Вы наверняка будете делать это лучше, чем то, что вам не нравится".
"- Ваши последние музыкальные эксперименты выходят за парадигму русского рока, что вы намерены делать дальше?"
- Какие эксперименты? Нам просто делать было нечего! И вообще, когда мы начинали, русского рока еще не было..."
"- Вы же из тех людей, которые, собственно, создают культуру!" Тут уже Борис Борисович снял шляпу, перекрестился и откомментировал: "Я знал, что сегодня придется напиться, но не подозревал, что так рано!"
Говорят, что сильные люди простые. Нет. Они очень простые.
Эта небольшая заметка не претендует на открытие каких-то новых истин. Слова обманчивы - сегодня значат одно, завтра - совсем другое.
Мне хочется посвятить ее ребятам, сидевшим в зале музея украинской живописи в тот обычный (и необычный) вторник. Они могли не задать ни единого вопроса, но благодаря их присутствию встреча состоялась. Через слова и крылатые фразы можно, как по мостику, вернуться обратно, в светлую большую комнату. В состояние потока, когда все, о чем когда-то мечталось, вдруг стало казаться возможным.
P.S. Фотографии встречи взяты у vk.com/novosti_ufy
У каждого из нас есть свои сильные стороны. Иногда мы умеем обратить их себе на пользу. Сильная сторона Вани Хмилецкого - открытость и общительность. Его связи и количество контактов с самыми разными людьми вызывают и зависть, и уважение. Поэтому звонок с предложением пойти на творческую встречу с лидером "Аквариума" не удивил. Ванька такой, он может.
Встречу организовывала "Украинская федерация йоги" - этих ребят я зауважала еще после просмотра их промо-ролика (умеют же люди и творчески подойти к вопросу, и технически грамотно сделать!). Вот она, организация для людей, это я понимаю. Берите пример.
Мы разместились в музее украинской живописи (сколько жителей Днепропетровска знают где это?) Сходите, там красиво. Пропускали строго по списку, где значилось "Иван Хмилецкий +1". Сегодня я - плюс один :)))
Борис Борисович выглядел, как обычно - ярко, броско, в неизменной черной шляпе с полями и темных очках. Имидж, проверенный временем.
- "Ближе! Еще ближе", - первые слова, едва он опустился в кресло. Началась суета, все стали двигать стулья. Мы с Ванькой встали и просто пошли вперед. Так оказался весьма удобный подоконник с отличным обзором.
- "Давайте, спрашивайте!", - все молчат. И я молчу, еще не разобравшись, какие тут порядки. Скажу честно, мне не понравилось. Начались первые несмелые вопросы, Борис Борисович отвечал односложно, с иронией. Все смеялись, а задававшие их смущенно умолкали. Захотелось уйти, но между моим подоконником и дверным проемом было столько стульев с людьми, что придется терпеть. Уходить настолько демонстративно не хотелось.
Как часто бывает, первое впечатление обманчиво. Постепенно народ осмелел, разговор стал интереснее, искреннее, глубже.
У меня такое чувство, что на самом деле нас интересовало всего два вопроса:
"Как там, на вершине славы?" и "Что нам сделать, чтобы туда добраться?"
По понятным причинам эти вопросы остались не заданными. А по ходу разговора и вовсе потеряли смысл.
"Что вы считаете своим самым большим достижением?", - мой вопрос.
"Знаете, я не считаю, что у меня есть какие-то достижения. Но если надо быстро что-то умное сказать... Я думаю то, что мне и группе "Аквариум" удается уже более сорока лет делать то, что мы хотим и не делать то, чего от нас хотят - это хорошо".
Более сорока лет! Я столько еще даже не живу... "- Скажите, а вы напеваете свои песни? Как мы ваши..." , - прозвучал вопрос, пока я предавалась мыслям о возрасте.
"- Пока я запишу свою песню, я прослушаю ее гораздо больше раз, чем любой нормальный человек станет это делать. И потом, то, что я делаю, я считаю намного хуже, чем есть вокруг меня, поэтому свои песни не слушаю и не пою (кроме как на концертах). Слушаю других - то, что меня развивает".
Дальше пошли вопросы о любимой музыке и книжных героях, о тонкостях творческого процесса, разных городах, буддизме и чей там, собственно, портрет висит на концертах.
Больше всего в этом человеке меня поразило то, что немало прожив и повидав, вкусив и денег, и славы, и путешествий, и прочих благ, он продолжает видеть волшебство Жизни. Воспринимать ее как чудо, не анализировать, не пытаться разложить по полочкам, а просто жить и наслаждаться этим. На многие вопросы о том как происходит создание песен, выбор темы, момент ее завершения и т.д. он просто отвечал: "Не знаю". Совершенно искренне.
Что отличает меня от БГ? То, что на протяжении сорока лет он делал свое дело, не допуская сомнений о его правильности и смысле. Хотя со стороны, уверена, таких сомнений и критики было предостаточно. Над этим хочется подумать подольше...
Избранные цитаты (что больше всего запомнилось):
"- Помогать обязательно нужно. Каждому из нас нужна поддержка в том что он делает.
- А если человек действует неправильно, допускает ошибку, тоже поддерживать?
- А кто мы такие, чтобы судить, что ошибка, а что нет?"
"Самое лучшее место на земле - это то, где я сейчас нахожусь. Только здесь я могу что-то делать, остальное не более чем фантазии или воспоминания".
"- Скажите, а вы пишете песни для себя или для людей?
- А вы поспрашивайте у своих знакомых женщин, они ребенка рожают для себя или для людей? Песня - это живое существо. Я - не Господь Бог (хотя, думаю, он действует точно так же), и чтобы создать песню, мне нужно наполнить ее своей энергией. Это длительный процесс, он требует времени и сил."
- "Можно прописать некий алгоритм творческого процесса - это верный способ лишить себя всякого удовольствия от него".
- "Делайте то, что вам нравится. Вы наверняка будете делать это лучше, чем то, что вам не нравится".
"- Ваши последние музыкальные эксперименты выходят за парадигму русского рока, что вы намерены делать дальше?"
- Какие эксперименты? Нам просто делать было нечего! И вообще, когда мы начинали, русского рока еще не было..."
"- Вы же из тех людей, которые, собственно, создают культуру!" Тут уже Борис Борисович снял шляпу, перекрестился и откомментировал: "Я знал, что сегодня придется напиться, но не подозревал, что так рано!"
Говорят, что сильные люди простые. Нет. Они очень простые.
Эта небольшая заметка не претендует на открытие каких-то новых истин. Слова обманчивы - сегодня значат одно, завтра - совсем другое.
Мне хочется посвятить ее ребятам, сидевшим в зале музея украинской живописи в тот обычный (и необычный) вторник. Они могли не задать ни единого вопроса, но благодаря их присутствию встреча состоялась. Через слова и крылатые фразы можно, как по мостику, вернуться обратно, в светлую большую комнату. В состояние потока, когда все, о чем когда-то мечталось, вдруг стало казаться возможным.
P.S. Фотографии встречи взяты у vk.com/novosti_ufy