Каждый день приносит что-то хорошее. Главное - не пропустить.

"Пусть будет небом верхняя строка,
А во второй клубятся облака,
На нижнюю сквозь третью дождик льется,
И ловит капли детская рука."

Грузия насыщенна. Ее нельзя просто посмотреть - она заполняет все органы чувств и врывается в сознание. Грузию можно почувствовать (и это чувство поразительно напоминает удар по голове).

Время

Для меня поначалу было загадкой, почему самолет в Тбилиси летит четыре часа, а обратно два? На самом деле он летит три, просто часы переводят. Но в этом вся правда. Два часа у меня на родине, это четыре часа в Грузии. Здесь не спешат. И это перенимается. Мы могли ехать очень быстро, но не спешили. Особенно в еде, общении, отдыхе.

Нас снова четверо (с четырьмя велосипедами) и маршрут весьма амбициозен: прилет в Тбилиси, переезд в Лентехи, дальше своим ходом на перевал, в Местию (шикарные виды главного кавказского хребта) и спуск к морю (Зугдиди, Поти, Батуми). Оттуда снова в Тбилиси и домой. На все про все две недели, вторая половина сентября.

"Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперед.
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.

А теперь неторопливо еду,
Но зато я слышу каждый шаг,
Слышу, как дубы ведут беседу,
Как лесной ручей бежит в овраг."

Люди

Главная достопримечательность Грузии - это грузины. Все, что вы уже слышали о них - правда. Эту манеру нельзя с чем-то перепутать: громкость, открытость, эмоциональность, гостеприимство, резкость, уверенность и неподдельный интерес к тебе. Потому что ты - человек (в кои-то веки это звучит гордо). У грузин потрясающее чувство собственного достоинства. Здесь правят традиции. То, что создается - для людей. Оно красиво потому что жизненно, практично. Дерево, железо, шерсть, керамика. Повсеместно пекут хлеб, делают вино и чурчхелу, разводят коров.

Прилетев в Тбилиси мы хотели быстренько поселиться - и в центр: поесть, погулять, отдохнуть. С самого начала стало понятно куда мы приехали. Хозяйка квартиры Нана - масштабная во всех отношениях женщина, долго расспрашивала, как мы ее нашли через "букинг", варила нам кофе по-турецки, показывала все нюансы жилья, договаривалась с родственником, чтобы отвез нас завтра в Лентехи (каким чудом мы запихнули все в его джип, непонятно....). Наконец нас высадили из маршрутки в центре с четкими указаниями где поесть, что посмотреть, где купить еды на завтра и сколько стоит такси домой.
Получить сразу так много Грузии я была не готова...

Грузины делятся на кланы. У Наны есть тетя в Поти и еще кто-то в Зугдиди (на случай, если нам понадобится ночлег). Первый встречный из Лентехи (ладно, второй) приглашал нас заехать в его родное село, обещая радушный прием (ведь он достойный человек и жизнь свою прожил не зря). Хозяин гостиницы в Местии после десяти лет Санкт-Петербурга вынужден был все бросить и вернуться домой. Младший сын обязан позаботиться о престарелых родителях.
Единственное, что меня сильно напрягало - грузины курят. Везде и много. В транспорте, кафе, террасе гостиницы в том числе. Наверное, это очень по-мужски

Помимо курения у мужчин здесь много достойных занятий: пение, танцы, приготовление еды. Вино льется рекой, чача (местный самогон) - тоже. От чачи Денис регулярно отказывался, приглашение на кофе мы тоже не всегда принимали (не хотелось ночевать в ущелье либо нас ждали в Батуми, а собирался дождь), но грузины не обижались. Они горды, эмоциональны, но снисходительны. Особенно, к украинцам.

Еда

Вторая основная достопримечательность Грузии - национальная кухня. Дома с удивлением обнаружила, что фотографий еды у меня нет (в интернете посмотрите). Совсем нет. А ее не хочется фотографировать, ее хочется есть! Тут нет европейской эстетики подачи - на красивых белых тарелках с украшением зеленью, соусами... Все очень функционально, практично. Деревянная досточка, чугунная сковородка. Порции большие, иногда огромные. Пару раз нам заворачивали оставшееся с собой. Выбор (по сравнению с соседней Турцией) - невероятно велик. Много мясных блюд, много сырных, овощные салаты, вкуснейший свежий хлеб - лаваш, хачапури и хинкали с любыми начинками. Специи по меркам той же Турции практически отсутствуют, что для меня идеально. Желающие могут добавить знаменитых соусов для остроты - ткемали или сацебели.
Везде и всюду висит чурчхела - орехи на нитке в застывшем соке (виноградном, гранатовом и других). Качество сильно разнится- от зря пропавших резиновых сапог до изысканного десерта. Только метод проб и ошибок (местные смотрят ее на свет и нюхают). И, конечно, разноцветный вкус детства в стеклянных бутылках - лимонад, дюшес, тархун (и еще пяток наименований).
Про знаменитые вина мне сказать нечего, а в Макдональдсе продают пиво и не кладут хрустики в МакФлури.

Горы

Из-за рельефа Грузия кажется больше, чем она есть на самом деле. Самая красивая в этом плане часть - Сванетия. Туда далеко прорезалась хорошая асфальтовая дорога, которая постепенно переходит в грунтовку и нагромождения камней. Подъемы чередуются с небольшими спусками, которые позволяют расслабиться и дать отдых ногам.

Приезд в Лентехи, сбор велосипедов
Пожилая пара из Германии уже полгода колесит на велосипедах по миру
В день штурма перевала я очень порадовалась, что нас всего четверо - проверенный стабильный состав. Если бы поехали новые неопытные девушки (как собирались), нас бы сегодня прокляли, забросали камнями и оставили на съедение диким собакам... Кстати, из Лентехи за нами одна увязалась. Больше всего она привязалась к Виталику (который вез колбасу) и на каждом привале хлюпалась в ручей. Собака с водным охлаждением.
Но мы забрались! Солнце начинало клониться к закату, заливая золотом живописные виды перевала....На мгновение показалось, что все трудности позади.

На перевале
Но усталость взяла свое - на первом крутом спуске Леша въехал в яму, упал и крепко побился. Дело усугубили контакты, выстегнуться из которых он не успел. По счастью у нас были рации, аптечка, страховка... Денис, силами проезжавших на джипах монахов, отвез его в ближайшую больницу, а на следующий день на машине вернулся за нами.

Наши ночевки
"Только ночью видишь ты вселенную
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на встречу эту сокровенную,

Не закрыв лица пришла она."

У меня была удивительная ночь на перевале. Спалось плохо - ноги гудели после вчерашнего ударного дня. Надо вылезать, чтобы как-то отвлечься от этого чувства. В тишине и темноте гор чувствуешь себя такой маленькой, хрупкой, одинокой... Со всех сторон обступают лица, воспоминания... Ирка, Ярик, Эльбрус... Над головой плотное искрящееся звездное небо. Очень холодно, надо двигаться. На высоте 2600 м сильно не побегаешь, но я старалась. Деревья здесь не растут, но от предшественников осталось немного дров, мне хватит. Костер успокаивает, дарит ощущение дома, света и тепла.
Рассвет в горах особенный. Чистый, холодный. Постепенно гаснут многочисленные звезды, небо от темно-синего становится голубым, потом белым, потом набирает свою обычную дневную синеву.
Ночной холод быстро исчез даже в воспоминаниях. Поднялось солнце и наступило пекло. Спрятаться негде, палатка превратилась в сауну. Ни малейшего ветерка. Лежать невыносимо, легче, когда двигаешься. Я развлекалась тем, что искала в горных ручьях редкие ветки - на случай, если придется куковать тут до вечера. Свит искал связь и нашел, а вскоре приехал Денис.
За все пережитое мы получили свою награду - ближайшие три дня прожили в удивительной жемчужине сванских гор - Местии.

Я порадовалась, что последние 40 км мы проехали на бусике - это были бы еще два дня тяжелой работы. Дорога из ям и больших камней с крутыми опасными спусками и затяжными подъемами - мы "крались" по ней больше двух часов.

Местия! Моя любовь с первого взгляда :) Она пахнет хвоей и теплыми хачапури с сыром, ее слышишь как шум горной речки и свист ветра, глаз радуют старинные оборонительные башни, снежные шапки Ушбы, Дых-тау, Тетнульди. На руках остается холодное прикосновение ледника, на губах - пузырьки минеральной воды из открытых источников. Недаром сюда ехали за золотым руном аргонавты!

Пока Леша отлеживался в гостиничном номере, мы успели исследовать городок вдоль и поперек, набрать лесных орехов, прогуляться на ледник Чалаади, покататься на квадроцикле.
Здесь тьма иностранцев, из маленького аэропорта постоянно летают самолеты, вокруг массовое строительство. Зимой это превратиться в роскошный горнолыжный курорт.
Если бы мне пришлось жить в Грузии, я бы предпочла обосноваться здесь.

Но дни летят незаметно, а к морю тоже хочется. Виталик вызвался поехать с Лешей в Батуми (машиной, понятное дело), а мы с Денисом продолжим наш вело-маршрут и за два-три дня к ним присоединимся.

Спуск! Как же я его ждала! (и верила, и надеялась). Наш расчет заехать в Местию со стороны Лентехи, а не Зугдиди был верным: по хорошей дороге лучше ехать вниз, чем вверх - и быстрее, и приятнее. Но выезд из ущелья тоже был нелегким - его пересекает куча речек и ручейков. Сначала мчишься на всех парах вниз, потом тормозишь почти в ноль - дорога поворачивает на 90 градусов, переходит реку и плавно набирает вверх... И так много-много раз. Самое яркие и страшные впечатления - от горных туннелей. Темно, обочина завалена камнями, на голову и за шиворот что-то капает... После того, как одновременно с тобой там разминулись две машины (на скорости), очень хочется жить.

"За несколько шагов до водопада
Еще не знал катящийся поток,
С каких высот ему сорваться надо...
И ты готовься совершить прыжок."

Впечатления скрашивают виды, горный мед на обочине и мысль, что это скоро закончится.
К концу дня нас ожидал крайне философский подъем (мы его прочувственно "пилили" больше часа) и .... ПОСЛЕДНИЙ СПУСК! Мир, дружба, жвачка!

Эти полчаса стоили всей поездки. Лицо окутывает свежий вечерний ветер, асфальт греет набранным за день теплом,мелодично свистят шины... Повороты плавные, приятные, широкие. Ущелье раскрывается  и впереди открываются фантастические виды Средиземья Толкиена. Песочные равнины, маленькие городки, редкие деревья и ниточки рек. А где-то в туманной золотой дымке, там, за горизонтом, море...

Я никогда не ездила на велосипеде больше 50 км/час. Это был некий рубеж. А тут почти 55! Внизу, у моста остановилась подождать Дениса. Ем лаваш, общаюсь с местными.
Но сказки в стиле фэнтези были только у меня. Денис устал, был зол, а тормоза велосипеда не радовали исправностью. Он улетел в самом конце спуска - нас снова ждала встреча с хорошими людьми, скорая помощь, поликлиника в Джуари. Горы закончились.

Религия и туризм

Грузины очень религиозны. Православие - одна из основ их жизни наравне с семьей и традициями. По всей стране возвышаются строгие, основательные церкви, соборы, монастыри, причисленные к мировому наследию ЮНЕСКО.

Мы в Джуари, что в переводе на русский означает "крест". Тот самый, с которым святая Нино пришла в Грузию. Молодой парень яростно рассказывает мне, как он любит и уважает православие (ну и что. что он уже два раза сидел, а сейчас - условное) и свою страну. Рассказывает про девушку из Киева, в которую влюблен, про Лас-Вегас и Бразилию, куда хочет поехать, про фестиваль в Батуми. Мы на крыльце поликлиники, нескучно проводим время пока Денису зашивают локоть. Все, кого мы встречали, неплохо говорили по русски ( с акцентом), языковых барьеров не наблюдалось.

Удивительно, каким образом христианское милосердие, любовь к ближнему и чисто грузинское гостеприимство переплелись здесь с государственной политикой. Туризм - важный источник дохода. Его холят, лелеют и развивают. В любом большом городе первым делом можно смело  идти в инфоцентр. Там современно, удобно, уютно. Вам подробно ответят на любые вопросы (на русском или английском) бесплатно дадут карты региона и небольшие информационные буклеты, предложат досуг и варианты трансфера. Национальный музей в Местии оформлен по последнему слову дизайна, с комфортной зоной отдыха (где можно взять кофе и полистать National Geografic на грузинском).  И дело не только во вложенных средствах, но и в сознании граждан.

Врач из Джуари не уехал домой, пока не убедился, что у нас есть все необходимое для ночлега (ставить палатку нам, понятно, никто не дал - поселили в палате). Парень на крыльце объяснял мне, что мы - гости, и это очень важно. С нами все должно быть в порядке, иначе у всех тут будут больше проблемы. Может, и перегнул малость. Когда мы выезжали на Зугдиди, Денис пошел в магазин спрашивать дорогу. Я простояла сама секунд десять. Рядом остановилась полицейская машина и ее жизнерадостный водитель размашисто показал мне нужное направление.  По пути в Батуми так бывало еще дважды. Между собой они такие же. Легко окликают первого встречно, чтобы спросить нужный адрес или проезд (и он бросит все свои дела, расскажет все что знает. А если не знает, то найдет того, кто знает). Человек человеку... человек.

Архитектура и море

Архитектура - это Батуми. Лучшее, что есть в этом городе. Впечатление портит только огромное количество недостроя - словно ты пришел в гости, а хозяева еще домывают посуду... Да и после горного воздуха Местии утро в Батуми мне далось нелегко. Теплый влажный климат, плотный тяжелый воздух. Пол девятого утра, а дышать уже нечем. Концентрация людей колоссальная. Гостиница настолько компактна, что наши велосипеды хранились в машине, припаркованной у входа. Запах тел, сигарет, подгоревшей шаурмы, канализации, гниения водорослей... Все отступает только на огромной пустынной набережной (сезон-то закончился), длинна которой стремится к 10 км. Там есть великое чудо - море.

"Стояло море над балконом,
Над перекладиной перил,
Сливаясь с бледным небосклоном,
Что даль от нас загородил.

Зеленый край земли кудрявой
Кончался здесь - у синих вод,
У независимой державы,
Таящей все, что в ней живет."

Море могучее и спокойное. Иногда мне кажется, что оно просто терпит соседство  людей, прекрасно осознавая их мимолетность и свою силу. Средних размеров шторм не оставит и следа от их усилий. А пока можно и потерпеть.

У меня было сильное потрясение в районе портового города Поти. Мы оставили его позади и остановились на ночевку на берегу, отделенном от дороги широкой полосой сосен. Мягкий черный песок, прекрасный закат, теплые морские волны... И по всему берегу, насколько хватает взгляда, мусор, мусор, мусор... Становится стыдно за людей. Но море не портит даже это.

В Батуми мы поднялись на канатной дороге - подарили себе шикарный вид ночного города, вкусное мороженое и вечер грузинского фольклора с песнями и танцами. Выяснилось, что Леша почти не ходит, но на велосипеде едет и весьма бодро. Тем более тут такие велодорожки!

Мы изъездили набережную и центральные улочки вдоль и поперек, смахнули полотенцем морскую соль на теплую гальку, наснимали много архитектурных шедевров и отдали должное Макдональдсу.  Больше здесь делать было нечего и мы поспешили в Тбилиси.

Транспорт и сервис

В кои-то веки мы решили сэкономить. То есть не стали заказывать себе отдельный микроавтобус, а просто пошли на автостанцию, взяли билеты на ночной рейс, предупредили о велосипедах, оплатили багаж. То ли врожденная наивность и юношеский оптимизм, то ли ностальгия по турецким международным автобусам.

То, что мы выжили в эту ночь - счастливая случайность. Статистическая погрешность, не более. Мы ехали плотно утрамбованными в заднее сиденье микроавтобуса, заваленные своими и чужими вещами, с велосипедами, привязанными к крыше, под бодрую и громкую грузинскую музыку. Спасал только плеер. И еще, проспаться от удара головой об стекло очень неприятно.
Все сделали вывод, что студенческие времена давно прошли и методы пора менять.

Транспорт в Грузии - это вообще отдельная песня. В Тбилиси мы взяли напрокат машину на день - съездить в Мцхету, Джвари, Гудаури. За первые пятнадцать минут Свит за рулем едва не поседел: все едут, идут, поворачивают без предупреждения и т.д. В Батуми тротуары и проезжая часть - это не более чем условность. Сплошное месиво. На горных дорогах тоже людно, по военно-грузинской ездят фуры, которые нужно как-то объезжать... К счастью, с заднего сиденья эти маневры не так пугают.

Монастырь в Джвари
Мцхета

Скупая слеза скатывается на мысли о том, как мы эту машину арендовали. Мероприятие заняло несколько часов (выбранному нами транспорту даже меняли аккумулятор, но так и не завели) - я успела начитаться Маршака, заскучать и сходить в супермаркет за едой в дорогу. Машину нам все-таки дали - другую, со скидкой и отвезли к ней на такси. Но все равно осталось ощущение, что это можно было сделать гораздо быстрее.

"Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время - не время,
Если оно миновало."

Сервис в Грузии - вообще понятие весьма интересное и порой абстрактное. Чаевые везде включены в счет в размере 10%. Иногда это сильно расслабляет официантов. В гостинице стирка может быть бесплатной или оказаться за двадцать ларей - лучше уточнять заранее. В стоимость номера могут входить завтраки, почти повсеместно пишут, что есть интернет. Иногда он и вправду есть. Недостаток сервиса грузины компенсируют подарками, лояльностью, желанием помочь. И им можно все простить.

История

История - это Тбилиси. Здесь много современного благодаря Саакашвили (удивительно, как грузины признают его большие заслуги, и при этом нещадно ругают), но дыхание веков ощущается повсеместно. Старые и старинные здания, древние храмы, руины крепости, толстенные деревья...Здесь хочется сидеть в кафешках и двориках, заезжать на канатной дороге к старой крепости, нюхать цветы, любоваться на реку, слушать музыкальный фонтан и  уличных музыкантов. Кажется, город не только растет новостройками вверх и коттеджами вширь (где его не сдерживают клыки оврагов), но уходит вглубь, прорастает мхом и корнями в скалистые берега Куры, оседает с падающими желтыми листьями... Стоит сесть на лавочку с видом на старинную церковь, закрыть глаза и погрузиться в некую тайну... Город щедро делится - их у него великое множество.

Вкус Тбилиси почему-то связался с восхитительным шоколадным Брауни (как положено, теплым, с шариком ванильного мороженого) в уютной кафешке в стиле шебби шик (Катя бы оценила). Запах - сигарет, которыми дымили семь девушек там же, рассуждая об осеннем маниакально-депрессивном синдроме...

А на пальцах Тбилиси остался шершавыми страницами старых книг, которые так приятно листать в рядах букинистов. Мое внимание привлек томик С.Я. Маршака в яркой обложке - помню, в детстве читала с удовольствием, может, и своим привезти? Продавец объяснил что это четырехтомник (!): детские стихи и пьесы, лирика и сатирические стихи, переводы с английского и "воспитание словом" (статьи, заметки, воспоминания).
Я решила, что открою наугад и прочту. Если понравится - возьму.

Начинающему поэту

"Зачем о молодости лет,

ты сообщаешь публике читающей?
тот, кто не начал - не поэт,
а тот, кто начал - уж не начинающий!"

Решено. Книги мои.

А когда все главное уже сказано, осталась только статистика.

Как мы влезли в самолет?

Ограничения - 23 кг по багажу (их занял велосипед) и 7 кг - ручная кладь (это было очень кстати, когда пришло время везти домой четыре тома Маршака). Велосипеды были разобраны, упакованы в пенку, картон и пленку, но мероприятие все равно рисковое на манер лотереи. По пути туда мне погнули большую звезду, Денсу - ротор, а на обратном Свиту сломали багажник. В общем, если у вас есть лишний велосипед или нет других вариантов, его можно везти в самолете. Но что-то мне подсказывает, что в следующий раз мы эти самые варианты все-таки поищем. На все остальные наши вещи мы взяли дополнительные багажные места (нам с Денисом хватило одного на двоих).

Сколько это стоило?

Билеты туда-обратно обошлись в 5000 грн. на лицо. Еще 1000 грн. - дополнительное багажное место (потому что в авиакомпаниях цены в евро). Страховка в PZY - 600 грн. на двоих. Валюта Грузии - лари. Относительно гривны это где-то 1 : 9. Поэтому мы быстро перестали все пересчитывать в национальную валюту, дабы не огорчаться. За 100 долларов дают 246 ларей. За две недели наши с Денисом расходы (мы были в меру экономны и половину времени прожили в палатке) составили 750$. Виза в Грузию не нужна.

Сколько вы проезжали в день на велосипеде? А вообще?

Все сильно зависит от рельефа и погоды. С погодой нам повезло очень и очень - практически без дождя и встречного ветра, такая красота! Средний расчет - 50 км в день. Пока залезали на перевал, в день получилось 20 км. На спуске делали и 110, и 125. Суммарно за Грузию у меня вышло 430 км. Чистого времени в седле проведено 25 часов (на многочисленные вопросы отвечаю - попа хоть и тренируется, но все равно болит). Так что средняя скорость за поездку около 17 км/час.

Стихи, встречающиеся в тексте, принадлежат перу Самуила Яковлевича Маршака.

"Чудес, хоть я живу давно,
Не видел я покуда,
А впрочем в мире есть одно
Действительное чудо:

Помножен мир (иль разделен?)
Не те миры живые,
В которых сам он отражен,
И каждый раз впервые.

Все в мире было бы мертво, -
Как будто мира самого
Совсем и не бывало, -
Когда б живое существо
Его не открывало."

18.10.2015 г.
Небольшой ролик в качестве бонуса:

{ 3 коммент. ... read them below or Comment }

1. У меня Грузии по приезду было сразу значительно больше
    Во-первых, разница во времени 2 часа, которую я упустил из виду :D, во-вторых мы ничего не искали через букинг ком и т.д. и т.п. Там "язык до киева доведёт" не очень работает - уж больно извилистый путь и случайный результат получаются.

Взалить в лимиты веса в аэропорту - это отдельный вид спорта. Хорошо что нет лимита веса на "заряженного альпиниста" с большими карманами, в тёплой одежде и горной обуви. Если сложил бы всё в рюкзаки и оделся комфортно, был бы перевес на 15 к.

P.S. Они не показывают поворотов, они бибикают :)

ОтветитьУдалить
  2. аааа:) как-будто снова побывала в Грузии:) правда, в нашей поездке общение с городами ограничилось Тбилиси и окрестностями:) а остальное - большие и совсем небольшие, а также заброшенные поселки и горы-горы-горы...первые горы, где встречали туристов-одиночек. за это отдельный респект Грузии - там чувствуешь себя безопасно и не надо заранее распределять роли кто чей брат-муж, как на российском Кавказе,в глубинке.

3. Такое солнце огромное в ролике!!