Люди, которые занимаются своим делом, живут долго и счастливо.
Подошло время ругательных слов (специальных терминов). Методика Монтессори - не раннего, а своевременного развития. И опирается она на так называемые сензитивные периоды.
Это периоды особой чувствительности, когда ребенок наиболее легко и просто овладевает определенными навыками, умениями, способностями.
Они универсальны. То есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, культурных различий.
Они индивидуальны. Когда речь идет о времени их возникновения и длительности у каждого конкретного ребенка.
Они наблюдаемы. Но проходят безвозвратно и не поддаются влиянию извне.
Человеку больше никогда не удается так легко овладеть знаниями, так радостно чему-либо научиться, чем в соответствующем сензитивном периоде.
Скажу честно, с этим подходом я сама недавно столкнулась впервые. И сразу же вопрос: "А чего делать-то?". Пока просто изучить. Какие же сензитивные периоды выделяла Мария Монтессори?
Это периоды особой чувствительности, когда ребенок наиболее легко и просто овладевает определенными навыками, умениями, способностями.
Они универсальны. То есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, культурных различий.
Они индивидуальны. Когда речь идет о времени их возникновения и длительности у каждого конкретного ребенка.
Они наблюдаемы. Но проходят безвозвратно и не поддаются влиянию извне.
Человеку больше никогда не удается так легко овладеть знаниями, так радостно чему-либо научиться, чем в соответствующем сензитивном периоде.
Скажу честно, с этим подходом я сама недавно столкнулась впервые. И сразу же вопрос: "А чего делать-то?". Пока просто изучить. Какие же сензитивные периоды выделяла Мария Монтессори?
1. Развитие устной речи - 0-6 лет
2. Восприятие порядка - 0-3 года (наивысшая эффективность в 2-2,5 года)
3. Сенсорное развитие - 0-5,5 лет
4. Восприятие маленьких предметов - 1,5-2,5 года
5. Развитие движений и действий - 1-4 года
6. Развитие социальных навыков - 2,5-6 лет
7. Ориентирование в пространстве и времени, сравнение правды и вымысла - 2-6 лет
Все, теперь мы о них знаем. И начинаем наблюдать за ребенком - что ему сейчас особенно интересно? Что ему будет интересно через полгода? (и мы можем заранее подготовить почву/среду)
Только, товарищи, без паники! Обнаружив, что ваш годовалый малыш находится сразу в пяти сензитивных периодах, не надо его пичкать всем подряд! Сейчас у него приоритет - развитие речи. Он прекрасно все слышит, чудесно понимает и воспринимает грамматические нормы языка, но из-за нехватки слов пока не может это выразить. Хотите ему помочь? Общайтесь с ним! Много, грамотно, глаза в глаза, "по-настоящему", без сюсюканий, упрощений и замены нормальных слов на "ляля", "ав-ав" и тому подобные.
Хотите сделать еще что-нибудь значимое для ребенка? Наведите порядок! (про это подробнее в предыдущей статье) Ой, только не надо так морщиться!
Представьте, что вы впервые в незнакомом городе на обзорной экскурсии. Гид показывает центральную площадь, ратушу, собор. И вы уже представляете, как завтра сами пойдете гулять по тенистым улочкам: от собора направо, до площади с фонтаном, а потом по ступенькам прямо к ратуше и по диагонали через площадь спуститесь вниз к реке. Только утром все вдруг иначе: собор исчез, площадь другая, ратуши нигде не видно. Какие у вас ощущения? В первую минуту это УЖАС. И для ребенка порядок в его жизни - ориентиры в незнакомом и пугающем мире. Они не должны постоянно меняться. В сензитивном периоде порядка он может сердито класть вещи на места, закрывать все шкафы и ящики, заставлять вас одевать привычную одежду и соблюдать все ритуалы - иначе истерика гарантирована. В этот период дети легко осваивают нормы гигиены и ухода за собой.
Если ваш ребенок, наоборот, уже перерос большинство сензитивных периодов, тоже не надо посыпать себе голову пеплом. Сенсорных ощущений, движения, общения никогда не бывает слишком. Просто проявите снисходительность к маленькому человеку, сейчас ему многое может даваться труднее, чем детям помладше. Максимум терпения и минимум сравнений!
Для амбициозных домашних педагогов и сторонников (а также противников) раннего развития: знакомство с графическими символами интереснее всего в 3,5-4 года. В это время легче всего дается изучение букв. Период письма наступает в 4-5 лет. А период чтения - в 5-6 лет (!). Надо ли "натаскивать" двухлетнего малыша на "вундеркинда" - решать вам.
Кстати, в системе Монтессори дети сначала учатся писать, а потом читать (стереотипы в ящик, пожалуйста). Конечно, поначалу не ручкой (координация глаз-рука еще не настолько сформирована), а на подвижном алфавите. Чтобы написать, нужно представить в голове образ. После этого приходит не механическое чтение, а осознанное, с пониманием смысла текста. Математические способности хорошо развиваются в 3-6 лет. Так что если все откладывать на школу, можно не получить желаемых результатов.
И напоследок. До 6 лет - это возраст впитывающего разума, работа на уровне подсознания. Ребенок буквально вбирает в себя все, что его окружает. Но практически ничего не воспроизводит. Дайте ему "напитаться", не требуйте обратной связи. Еще впитывающий разум не имеет фильтров. Он одинаково хорошо запоминает и полезное, и вредное. Для ребенка хорошо то, что одобряется взрослыми.
А взрослый - это вы.
2. Восприятие порядка - 0-3 года (наивысшая эффективность в 2-2,5 года)
3. Сенсорное развитие - 0-5,5 лет
4. Восприятие маленьких предметов - 1,5-2,5 года
5. Развитие движений и действий - 1-4 года
6. Развитие социальных навыков - 2,5-6 лет
7. Ориентирование в пространстве и времени, сравнение правды и вымысла - 2-6 лет
Все, теперь мы о них знаем. И начинаем наблюдать за ребенком - что ему сейчас особенно интересно? Что ему будет интересно через полгода? (и мы можем заранее подготовить почву/среду)
Только, товарищи, без паники! Обнаружив, что ваш годовалый малыш находится сразу в пяти сензитивных периодах, не надо его пичкать всем подряд! Сейчас у него приоритет - развитие речи. Он прекрасно все слышит, чудесно понимает и воспринимает грамматические нормы языка, но из-за нехватки слов пока не может это выразить. Хотите ему помочь? Общайтесь с ним! Много, грамотно, глаза в глаза, "по-настоящему", без сюсюканий, упрощений и замены нормальных слов на "ляля", "ав-ав" и тому подобные.
Хотите сделать еще что-нибудь значимое для ребенка? Наведите порядок! (про это подробнее в предыдущей статье) Ой, только не надо так морщиться!
Представьте, что вы впервые в незнакомом городе на обзорной экскурсии. Гид показывает центральную площадь, ратушу, собор. И вы уже представляете, как завтра сами пойдете гулять по тенистым улочкам: от собора направо, до площади с фонтаном, а потом по ступенькам прямо к ратуше и по диагонали через площадь спуститесь вниз к реке. Только утром все вдруг иначе: собор исчез, площадь другая, ратуши нигде не видно. Какие у вас ощущения? В первую минуту это УЖАС. И для ребенка порядок в его жизни - ориентиры в незнакомом и пугающем мире. Они не должны постоянно меняться. В сензитивном периоде порядка он может сердито класть вещи на места, закрывать все шкафы и ящики, заставлять вас одевать привычную одежду и соблюдать все ритуалы - иначе истерика гарантирована. В этот период дети легко осваивают нормы гигиены и ухода за собой.
Если ваш ребенок, наоборот, уже перерос большинство сензитивных периодов, тоже не надо посыпать себе голову пеплом. Сенсорных ощущений, движения, общения никогда не бывает слишком. Просто проявите снисходительность к маленькому человеку, сейчас ему многое может даваться труднее, чем детям помладше. Максимум терпения и минимум сравнений!
Для амбициозных домашних педагогов и сторонников (а также противников) раннего развития: знакомство с графическими символами интереснее всего в 3,5-4 года. В это время легче всего дается изучение букв. Период письма наступает в 4-5 лет. А период чтения - в 5-6 лет (!). Надо ли "натаскивать" двухлетнего малыша на "вундеркинда" - решать вам.
Кстати, в системе Монтессори дети сначала учатся писать, а потом читать (стереотипы в ящик, пожалуйста). Конечно, поначалу не ручкой (координация глаз-рука еще не настолько сформирована), а на подвижном алфавите. Чтобы написать, нужно представить в голове образ. После этого приходит не механическое чтение, а осознанное, с пониманием смысла текста. Математические способности хорошо развиваются в 3-6 лет. Так что если все откладывать на школу, можно не получить желаемых результатов.
И напоследок. До 6 лет - это возраст впитывающего разума, работа на уровне подсознания. Ребенок буквально вбирает в себя все, что его окружает. Но практически ничего не воспроизводит. Дайте ему "напитаться", не требуйте обратной связи. Еще впитывающий разум не имеет фильтров. Он одинаково хорошо запоминает и полезное, и вредное. Для ребенка хорошо то, что одобряется взрослыми.
А взрослый - это вы.