Поговорим о специализированных учреждениях, которые работают по методике Монтессори. В официальном названии значится "Дом детства", руководитель называет его "клуб", а мы, по старинке - детский сад. У такого сада масса достоинств и всего один существенный недостаток. К сожалению, сейчас он часто оказывается решающим. Это стоимость.
Организация и содержание детского сада, соответствующего всем стандартам Монтессори - дорогое удовольствие. И развитые страны успешнее решают этот вопрос потому что имеют весомую государственную поддержку. Поскольку нам в обозримом будущем такое не грозит, будем радоваться тому что есть.
Хорошая новость - обычные или частные сады без сертификата Монтессори вполне могут использовать элементы этой методики. В то же время "именитые" не всегда оправдывают ожидания. Вот об этом и пойдет речь.
Когда я впервые попала в "Крошкины ладошки" (название нашего садика), как будто оказалась в домике для гномиков: маленькие шкафчики, скамеечки, столы и стульчки. Все полочки, умывальники, вешалки и т.д. - на уровне детей. Позже я узнала, что в доступе всегда есть тряпки, швабра, веник с совком - дети всегда могут убрать за собой и с удовольствием это делают. Класс представляет собой большую светлую комнату, где вдоль стен полочки с работами. Работы расположены по зонам: сенсорика, математика, язык, нпж (навыки практической жизни), космос.
Работы могут быть самыми разными: бусины для обучения счету, цветные стеклышки для изучения свойств цветов, кувшин с водой и стакан - учиться переливанию и многое-многое другое. Ребенок раскатывает для себя маленький коврик или выбирает столик, приносит туда работу, которая ему приглянулась и некоторое время увлеченно с нею занимается. Педагог, если нужно, подойдет и сделает презентацию - покажет, что можно сделать с той или иной работой. Ребенок всегода может вернуть работу на место и взять другую. Они свободны в перемещении, могут объединяться в группы, помогать друг другу или уединяться - все полюбовно. Все работы в одном экземпляре, если желающих больше - занимают очередь. В классе установлены правила порядка и вежливости - дети с удовольствием их соблюдают, чувствуя себя защищенными этими правилами от чужих посягательств и агрессии.
Каждый день начинается с общего собрания - круга. Там рассказывают новые интересные темы, обсуждают бытовые вопросы, делятся новостями от проведенных выходных, поздравляют с праздниками. В отведенное время еда в столовой, прогулка, игры во дворе, сон, дополнительные занятия (творчество, музыка, танцы, английский). Дети охотно дежурят в классе (вытирают пыль, поливают цветы) и столовой (сервируют стол, убирают за собой), иногда остаются на дополнительные занятия, например, по кулинарии.
Я люблю приходить в сад и на праздничные мероприятия, и на семинары, и даже на родительские собрания. Там хорошо. Приятно находиться.
Вот это и является отправной точкой. Если у вас уже есть такая роскошь, как возможность выбрать сад, начните со своих ощущений. Вам самим там хорошо? Ходили бы вы сюда каждый день? Если в саду тесно, темно, беспорядок - это будет раздражать вашего ребенка изо дня в день.
Если садик претендует на звание "Монтессори", оцените его материальную базу и обстановку на занятиях. В каком состоянии дидактические материалы? Доступны ли они детям или выдаются только воспитателем? Поддерживается ли порядок? Каким тоном разговаривает с детьми педагог? Насколько спокойны его движения? Отвечает ли он на вопросы? Насколько понятно объясняет? Нравится ли детям в садике?
Обученный Монтессори-педагог никогда не будет влезать в работу ребенка. Подскажет словами (если попросят), а если нужно показать - покажет на отдельном листке. Он не будет отнимать у ребенка ни радость открытия, ни радость личного успеха. Благодаря этому дети вырастают любознательными и уверенными в себе. Из этих же соображений их не хвалят и не ругают - сдержанно радуются новым достижениям и показывают как исправить ошибку или оплошность.
Пособия Монтессори построены таким образом, чтобы ребенок всегда мог проверить, правильно ли он выполнил работу. В простейшем случае цилиндры идут точно под размер ячеек, в случае решения примеров есть контрольные карты с ответами. Педагог никогда не будет настаивать на проверке. Что важнее, чтобы ребенок умел писать или хотел? Вот-вот. Чтобы сохранить желание и интерес, нужно избегать любого давления или натаскивания, а результаты придут в свое время.
Конечно, Игорь, как любой нормальный ребенок, часто не хочет идти в сад, чтобы посидеть дома, а лучше поехать на дачу к бабушке. Но порядок есть порядок - собирается и идет. Когда приходит - все кардинально меняется. Тут и друзья, и новые занятия, и любимые ритуалы (уборка пылесосом) и все в таком духе. Я знаю, что ему там нравится.
И если все так солнечно и пушисто, то за что же все-таки критикуют Монтессори-метод? Я слышала мнения насчет абстрактности материалов, непрактичности этих знаний, искусственно созданную "стерильную" среду и неподготовленность ребенка к дальнейшей "суровой жизни" (т.е. к школе).
Но стоит окунуться в среду поглубже и подобная критика кажется смешной.
Конечно, материал в виде розовых штанг или коричневых кубов для первого взгляда выглядит странно и неинтересно. И только проникая в общую систему подачи знаний, узнавая суровые требования к дидактическим материалам, осознаешь, что все в порядке. И все на своих местах. Знания, которые получает ребенок, очень практичны. Он всегда может их перенести в реальную жизнь и часто педагог акцентирует на этом внимание. Среда не стерильна, она подготовлена и адаптирована к потребностям ребенка. И конфликтов в коллективе у них хватает (мальчиков без драк не бывает :)), но дети учатся их решать. И решать самостоятельно.
Я не знаю, будет ли Игорь к школе читать и писать, только это не важно. Он будет готов психологически: способен слушать, концентрироваться, уверен в себе, в состоянии сам себя обслужить, с богатым воображением, привыкший, что с ним считаются. Он увлеченно разбирается в математике и отлично считает, знает буквы, но не читает. Что я с этим делаю? Ничего. Читаю сама, иногда по вечерам рассказываю сказки, в которых главный герой, чтобы добиться своей цели, мимоходом овладевает чтением. Я больше переживаю, что Игорю после такого богатства информации и занятий в школе будет просто скучно. Но мы что-нибудь с этим придумаем :)
Я думаю, что пора переходит в практическую плоскость и обсудить, что из наработок методики мы можем применить дома. Об этом - в следующей статье.
Организация и содержание детского сада, соответствующего всем стандартам Монтессори - дорогое удовольствие. И развитые страны успешнее решают этот вопрос потому что имеют весомую государственную поддержку. Поскольку нам в обозримом будущем такое не грозит, будем радоваться тому что есть.
Хорошая новость - обычные или частные сады без сертификата Монтессори вполне могут использовать элементы этой методики. В то же время "именитые" не всегда оправдывают ожидания. Вот об этом и пойдет речь.
Когда я впервые попала в "Крошкины ладошки" (название нашего садика), как будто оказалась в домике для гномиков: маленькие шкафчики, скамеечки, столы и стульчки. Все полочки, умывальники, вешалки и т.д. - на уровне детей. Позже я узнала, что в доступе всегда есть тряпки, швабра, веник с совком - дети всегда могут убрать за собой и с удовольствием это делают. Класс представляет собой большую светлую комнату, где вдоль стен полочки с работами. Работы расположены по зонам: сенсорика, математика, язык, нпж (навыки практической жизни), космос.
Работы могут быть самыми разными: бусины для обучения счету, цветные стеклышки для изучения свойств цветов, кувшин с водой и стакан - учиться переливанию и многое-многое другое. Ребенок раскатывает для себя маленький коврик или выбирает столик, приносит туда работу, которая ему приглянулась и некоторое время увлеченно с нею занимается. Педагог, если нужно, подойдет и сделает презентацию - покажет, что можно сделать с той или иной работой. Ребенок всегода может вернуть работу на место и взять другую. Они свободны в перемещении, могут объединяться в группы, помогать друг другу или уединяться - все полюбовно. Все работы в одном экземпляре, если желающих больше - занимают очередь. В классе установлены правила порядка и вежливости - дети с удовольствием их соблюдают, чувствуя себя защищенными этими правилами от чужих посягательств и агрессии.
Каждый день начинается с общего собрания - круга. Там рассказывают новые интересные темы, обсуждают бытовые вопросы, делятся новостями от проведенных выходных, поздравляют с праздниками. В отведенное время еда в столовой, прогулка, игры во дворе, сон, дополнительные занятия (творчество, музыка, танцы, английский). Дети охотно дежурят в классе (вытирают пыль, поливают цветы) и столовой (сервируют стол, убирают за собой), иногда остаются на дополнительные занятия, например, по кулинарии.
Я люблю приходить в сад и на праздничные мероприятия, и на семинары, и даже на родительские собрания. Там хорошо. Приятно находиться.
Вот это и является отправной точкой. Если у вас уже есть такая роскошь, как возможность выбрать сад, начните со своих ощущений. Вам самим там хорошо? Ходили бы вы сюда каждый день? Если в саду тесно, темно, беспорядок - это будет раздражать вашего ребенка изо дня в день.
Если садик претендует на звание "Монтессори", оцените его материальную базу и обстановку на занятиях. В каком состоянии дидактические материалы? Доступны ли они детям или выдаются только воспитателем? Поддерживается ли порядок? Каким тоном разговаривает с детьми педагог? Насколько спокойны его движения? Отвечает ли он на вопросы? Насколько понятно объясняет? Нравится ли детям в садике?
Обученный Монтессори-педагог никогда не будет влезать в работу ребенка. Подскажет словами (если попросят), а если нужно показать - покажет на отдельном листке. Он не будет отнимать у ребенка ни радость открытия, ни радость личного успеха. Благодаря этому дети вырастают любознательными и уверенными в себе. Из этих же соображений их не хвалят и не ругают - сдержанно радуются новым достижениям и показывают как исправить ошибку или оплошность.
Пособия Монтессори построены таким образом, чтобы ребенок всегда мог проверить, правильно ли он выполнил работу. В простейшем случае цилиндры идут точно под размер ячеек, в случае решения примеров есть контрольные карты с ответами. Педагог никогда не будет настаивать на проверке. Что важнее, чтобы ребенок умел писать или хотел? Вот-вот. Чтобы сохранить желание и интерес, нужно избегать любого давления или натаскивания, а результаты придут в свое время.
Конечно, Игорь, как любой нормальный ребенок, часто не хочет идти в сад, чтобы посидеть дома, а лучше поехать на дачу к бабушке. Но порядок есть порядок - собирается и идет. Когда приходит - все кардинально меняется. Тут и друзья, и новые занятия, и любимые ритуалы (уборка пылесосом) и все в таком духе. Я знаю, что ему там нравится.
И если все так солнечно и пушисто, то за что же все-таки критикуют Монтессори-метод? Я слышала мнения насчет абстрактности материалов, непрактичности этих знаний, искусственно созданную "стерильную" среду и неподготовленность ребенка к дальнейшей "суровой жизни" (т.е. к школе).
Но стоит окунуться в среду поглубже и подобная критика кажется смешной.
Конечно, материал в виде розовых штанг или коричневых кубов для первого взгляда выглядит странно и неинтересно. И только проникая в общую систему подачи знаний, узнавая суровые требования к дидактическим материалам, осознаешь, что все в порядке. И все на своих местах. Знания, которые получает ребенок, очень практичны. Он всегда может их перенести в реальную жизнь и часто педагог акцентирует на этом внимание. Среда не стерильна, она подготовлена и адаптирована к потребностям ребенка. И конфликтов в коллективе у них хватает (мальчиков без драк не бывает :)), но дети учатся их решать. И решать самостоятельно.
Я не знаю, будет ли Игорь к школе читать и писать, только это не важно. Он будет готов психологически: способен слушать, концентрироваться, уверен в себе, в состоянии сам себя обслужить, с богатым воображением, привыкший, что с ним считаются. Он увлеченно разбирается в математике и отлично считает, знает буквы, но не читает. Что я с этим делаю? Ничего. Читаю сама, иногда по вечерам рассказываю сказки, в которых главный герой, чтобы добиться своей цели, мимоходом овладевает чтением. Я больше переживаю, что Игорю после такого богатства информации и занятий в школе будет просто скучно. Но мы что-нибудь с этим придумаем :)
Я думаю, что пора переходит в практическую плоскость и обсудить, что из наработок методики мы можем применить дома. Об этом - в следующей статье.