Каждый день приносит что-то хорошее. Главное - не пропустить.

«Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь
но пораженья от победы ты сам не должен отличать.
А должен ни единой долькой не отличаться от лица,
но быть живым. Живым и только. Живым и только до конца» (с)

Б.Пастернак
Турция в апреле – с велосипедом на скалы!
Авантюрная комедия в шести действиях





Действующие лица:

Виталий Шевченко (Свит) – инициатор поездки (как обычно), лидер и вдохновитель ее велосипедной части. Благодаря нему мы проехали, сколько хотели, потом – сколько могли, а потом – еще немного.





Ольга Волоховская (разрешите представиться) – экономист и журналист группы. На полставки подрабатывала поваром и регулярно озвучивала фразу: «Ребята, а теперь давайте что-нибудь решим!»  (кто-то же должен это делать)





Дмитрий Каргин – представитель славной страны Россия и не менее славного города Москва. Наиболее мечтавший скалолазить  (потому что всю дорогу вез веревку), благодаря которому скалолазная часть  и состоялась в таком объеме. Димка провел ее активнее всех.





Денис Волоховский  (моя бессменная опора и поддержка) и Ольга Ткаченко (самоотверженный боец и автор самых запомнившихся высказываний – «перлов поездки») – люди, которые просто делают. В большинстве случаев молча. Очень ценная порода.






Действие первое – Можно самолетом! Только за деньги…

Сцена первая
Днепропетровский аэропорт
2 апреля, понедельник, около 11.00 утра. Сонный, обшарпанный аэропорт Днепропетровска, людей немного, чего делать – непонятно…
Для всех, кто захочет последовать нашему примеру, пошаговая инструкция:
1.   Велосипед надо упаковать.  Мы для этой цели купили пищевую и строительную пленку, взяли пустые пластиковые бутылки (закрыть места, которые могут быть повреждены) и замотали все, вместе с сумками… Дальше случился «Упс».

По билетам у нас багаж 40 кг. Но это габаритный. При покупке билетов обязательно обратите на это внимание и на размеры габаритов тоже. Выход за рамки оплачивается отдельно. Нам пришлось в узком коридорчике ключами вспарывать пленку, доставать сумку, заматывать обратно… Вес негабарита уменьшился «до 15 кг» за что с каждого взяли еще по 15 евро. Сами авиабилеты, купленные заранее (за два месяца) стоили по 2400 грн/чел. А еще после покупки пришло вежливое письмо: «Извините, вылет перенесен со вторника на понедельник вместо 15.30 на 9.35». И так тоже бывает. Жаловаться бесполезно.
Правильная упаковка велосипеда:

- Снять фонари, одометр и прочую мелочевку – убрать в бардачок.
- Снять седло (или опустить до упора), поставить конструкцию вверх ногами.
- Выстегнуть тормоз, снять переднее колесо, на его место поставить кусок пластиковой трубки (отрезанной точно под размер) – чтобы не погнули вилку.
- Снять руль, аккуратно расправив тормозные тросики, повернуть и примотать к вилке. Лучше сначала пленкой, а поверх – скотчем (тогда снимется, не отдирая краску).
- Снять багажник и крыло – примотать, закрывая большие звезды.
- Снять переклюк с «петухом», сверху приложить снятое переднее колесо (чтобы маленькие звезды оказались внутри) и все замотать пленкой.
- Открутить педали, компактно приложить все элементы и замотать.
- Убрать конструкцию в велочехол (лучше плотный).
У вас в процессе наверняка выработается свой правильный алгоритм – это мой для примера. Главное – максимально защитить все рабочие детали при транспортировке. У нас за время путешествия в транспорте было всякое: погнули тросик переклюка, лопались спицы, гнулся «петух»… Так что отнеситесь к упаковке внимательно!

2.    С упакованным велосипедом и велосумкой идем на посадку. У вас попросят паспорт, вещи просветят и заберут в багаж. Выдадут красивые билетики с указанными местами в самолете и талончики на получение багажа.
С собой можно (и нужно) оставить ручную кладь – все хрупкие вещи (очки, фотоаппараты и т.д.) Главное, чтобы там не было колюще-режущих предметов и жидкостей.

3.    Подымаемся в зал ожидания  ждать самолет. Это уже Европа (хотя внешне непохоже) и чай стоит 2 евро (21,55 грн.) Я ехала с больным горлом, поэтому взяла горячий чай и долго размышляла об особенностях ценообразования…

4.    Приезжает маленький автобус, который всех подвезет к трапу самолета. Дальше симпатичная девушка покажет, где сесть, как пристегнуть ремни, где спасательный жилет и по пути принесет чай/сок с бутербродом и булочкой.                                
Полетели!

Сцена вторая
Аэропорт Стамбула
Тут можно потеряться… Аэропорт во много раз больше, толпы народу…

Здесь тоже свой алгоритм действий:

Первым делом идете по указателям «VISA» (иначе,  как и мы, два раза отстоите в очереди). Там в окошке за 30$ (или 20 евро) вам вклеят красивую бумажку в загранпаспорт, и можно отправляться на паспортной контроль. Безразлично, к какой будочке – где народу поменьше.

После проверки документов ищете большое табло – где указано, на какой транспортер выгрузят багаж вашего рейса. Наш багаж подали быстро, велосипеды мы собрали внутри здания, аккуратно выкатили по указателям exit  на свободу. Если не можете найти багаж – берите свой талончик на багаж и начинайте приставать к людям в форме. Наверное, этим занимался Димка – его рейс и багаж сильно задержали.

В аэропорту можно поменять денег (по довольно неплохому курсу), сходить в бесплатный туалет, купить за непонятную цену «карамель мокиато» и отправиться в отель.
Действие второе – Можно велосипедом! Если есть запасная камера. А еще пешком, кораблем, метро и на автобусе

Сцена первая, вторая и третья
Константинополь (вечером, утром и весь день)


Стамбул поразил обилием цветов – просто «город клумб». После Днепропетровска, в котором очень неохотно наступала весна, эти тюльпаны и прочие колокольчики (в таком количестве!) казались чудом… Город огромнейший, и между аэропортом и старой частью (где расположено большинство отелей) ехать и ехать. Чем мы занимались весь остаток дня.


По ходу движения наткнулись на велодорожку и уперлись в набережную – впереди Босфор, сумерки и много огней. Талант, как известно, не пропьешь – на велодорожке Свит быстро пробился специально тренированным ржавым гвоздем. Здоровенным! После починки он через 20 минут пробился снова, но это уже никого не удивило. 


Димка тоже отличился - оставил свой маленький заплечный рюкзак на одной из остановок. Там лежал загранпаспорт, второй объектив, кружка с ложкой, гайд-бук по скалам и тому подобное барахло.  Потом искал два дня, но, к сожалению, так и не нашел… Зато обогатил группу массой ценной информации.

Итак:
Старая часть Стамбула специально подготовлена к приезду туристов. Тут масса гостиниц, забегаловок с едой, лавочек и магазинчиков, сувениров с их навязчивыми продавцами. Мы поселились в одном двухкомнатном номере на всех за 80 евро в сутки (по 16 с лица).  Вид у него псевдороскошный, но потрепанный. Сантехника старая, а на открытие холодильника был наложен жесточайший запрет – запах ужасный. Перед отлетом мы ночевали недалеко от аэропорта и за те же деньги (правда, после торгов) получили номер намного лучше.



Что можно успеть в Стамбуле за один день? Не так уж и мало:

Можно позавтракать свежайшей горячей выпечкой с сыром и мясом, влюбиться в турецкий рахат-лукум и пахлаву. Можно побывать на площади Султанахмет, впечатлиться размерами и архитектурой Голубой мечети (самая большая и одна из красивейших) и Айя Софии (более тысячи лет была самым большим собором), устать от назойливых торговцев и сбежать от них  под землю – в «Цистерну Базилика»




Это древнеримское водохранилище с загадочной подсветкой, перестуком капель и тяжелым фоном минорной классической музыки… Оттуда хочется на свежий воздух и поближе к солнцу – на башню Галата. Там замечательный вид на Стамбул, много магазинчиков украшений, музыкальных инструментов, ламп, посуды… На улице выжимают очень вкусные фрэши  и фокусники удивляют своим мастерством и харизмой :) Еще можно поесть жареных каштанов (сомнительный вкус, смесь картошки с орехом) и кукурузы (еще более сомнительный вкус, у нас готовят лучше). После этого я решила, что ропанов лучше не пробовать….



Зато определенно стоит прокатиться на кораблике по Босфору, полюбоваться Босфорским мостом (первый висячий мост через пролив, соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула) и разнообразием судов. Отличные впечатления оставляет прогулка по парку возле музея Топкапы, где попугаи живут в дуплах! Да, большие зеленые попугаи. Определенно в дуплах. Мы долго это осмысливали.




Еще можно пробежаться по местным магазинам аут-дор. Газ в самолете провозить нельзя, а нас ожидала автономная поездка с готовкой на горелке. Горелку мы тоже решили купить в Сатмбуле – нас напугали, что местные баллоны отличаются от наших. Ничего подобного, точно такие же! Так что горелку можно было привозить с собой, проблем с закупкой газа у нас не возникло. Возникли проблемы с тем, чтобы перейти дорогу… Правила дорожного движения турки трактуют весьма свободно и даже не всегда останавливаются на красный свет. Поэтому мы были предельно осторожны и проезжую часть перебегали бодро. А вообще старались искать подземные переходы.
Самым запомнившимся оказался переход, куда парни спустились по ошибке, вместо метро. Со всеми вещами :))) Да, в Стамбуле можно проехать в метро с велосипедом. Это Димка выяснил в поисках своего рюкзака. Там вообще развитая система общественного транспорта, много разноцветных веток – где-то метро, где-то трамвайчик. Но на каждую ветку (то есть с каждой пересадкой) нужно покупать отдельный билет за две лиры (в автомате). На проезд с велосипедом покупается два билета, и вам открывают калиточку для инвалидов :))) Так мы добрались на  Otogar (автостанцию) – это настолько далеко от центра, что на карте Стамбула, взятой в аэропорту, не обозначено. Аэропорт, впрочем, тоже.

В метро нас попросили разместиться по разным вагонам, а еще там регулярно открывают двери то с одной, то с другой стороны. Прислоняться точно не стоит.
Действие третье – Можно автобусом! Если вы любите спать сидя и умеете менять спицы.

Сцена первая
Невшехир во всей жаре



Турецкие междугородние автобусы мне понравились. Большие, двухэтажные, внизу много места под багаж. Сидения  удобные, для спанья предназначенные. Стюарт раз или два приносит чай/кофе и кексик с изюмом. Периодически делают остановки возле торговых центров – чтобы все желающие могли сделать благотворительный взнос в размере 1-1,5 лиры в фонд местных туалетов.

При поездке автобусом есть два ключевых момента. Первый: не пугаться обилия предложений (там нет централизованной системы, каждый перевозчик сам по себе и на вас нападает ретивая конкуренция ) и сторговаться за нужную сумму в нужное тебе место. Удовольствие это недешевое. Нам упорно предлагали высадиться на 100 км раньше Невшехира – а там вы, мол, докрутите на велосипедах.  Ничего, будьте настойчивы и вам уступят (нас пересадили на другой автобус, который довез до места.  И уже без доплаты). 

Второй: размещение багажа. Турки будут пытаться сложить ваши вещи и велосипеды побыстрее (сумки лучше сразу снять) и плевать им, что вы потом поедете с неработающим переклюком. Тут тоже надо проявить активность и настойчивость. А еще спокойствие к их крикам и суете – ваш багаж важнее.
«Каппадо́кия — «Страна прекрасных лошадей» — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.» (с) – так говорит Википедия.


Это огромная территория необычных «лунных» пейзажей, где можно свободно ездить и все смотреть (а также щупать, облизывать, удивляться и так далее). Кое-где есть и отгороженные шибко красивые места – туда пускают за отдельные деньги.



Невшехир – город в центральной части Каппадокии. Там мы нашли супермаркет с  продуктами, велозапчасти для починки после поездки в автобусе и хороших людей, проявляющих к нам активный интерес. Пока ходили в магазин, наших ребят на улице угостили лавашом с яйцом, а пока чинились, местные мальчишки рвались помогать  и долго кричали вслед.


Сцена вторая
Турецкая медицина
До первого серьезного происшествия мы успели съездить в Учхисар и настрадаться от жары (она наступила неожиданно), затем Оля упала на спуске и сильно разбила колени. Пока парни к ней вернулись, уже остановилось четыре водителя и они вызвали четыре скорых помощи. Которые все приехали! Медицина в Турции оперативная, но дорогая. К счастью, мы оформили страховку.  Для обслуживания по ней нужно иметь паспорт и знать номер страхового полиса. Но тут тоже было не все гладко. С Олей в больницу поехал Димка и они пропали на 5 (!) часов.




За это время мы успели сделать 2 ходки в Гёреме – отвезти туда пять велосипедов с багажом, поселиться в гостинице, пообедать-поужинать и подлечить пивом потрепанные нервы.

Лечение ребят в больнице заняло от силы минут пятнадцать: раны обработали, немного подшили растворимыми нитками,  забинтовали эластичным бинтом, чтобы можно было ехать.
Потом выставили счет на 2000 лир (!).
Остальная часть – переговоры со страховой компанией.  Которая считала, что 150$ (до 300 лир) с больницы вполне достаточно. Надо отдать должное Димкиному терпению и навыкам общения: объяснение жестами, поиски англоговорящих, начальники начальников… Ребят пытались убедить расплатиться наличными, а потом страховая им все возместит (ну да, конечно). В конце концов Димка предупредил, что ждет еще полчаса (за которые можно успеть вызвать полицию, пожарных, сантехников, менеджеров и директоров любого уровня – со всем готов пообщаться), затем забирает паспорт и уходит. Через полчаса паспорт ему отдали и они автостопом (уже поздним вечером) приехали к нам. Чем закончилось выяснение отношений медиков со страховщиками, мы не знаем. Но мы никому ничего не платили.


На следующий день была объявлена дневка – дать восстановиться Олиным коленям. 

Представим, что вы закрываете глаза, свет монитора постепенно гаснет, и вот он сменяется светом из окна… Вы в Каппадокии, поселок Гёреме – Долина Фей! И впереди целый день!  Что стоит и чего не стоит делать?


Если помимо свободного дня у вас завалялось 100 евро и не лень встать в 5 утра, то определенно стоит прокатиться на воздушном шаре. Там целая индустрия этого развлечения, и с террасы, где мы завтракали, открывалось удивительное зрелище! 



За сумму поменьше можно взять напрокат скутер – если умеете его водить. Со скутерами наш осмотр «лунных» достопримечательностей стал гораздо приятнее и быстрее. О!  Черепаха!!!  Вот ее стоит взять ее в руки (она приятно гладкая и тяжелая, только от переживания норовит вас испачкать). В музей под открытым небом можно не идти – Оля с Денисом никаких восторгов не проявили.  Без солнцезащитного крема вообще лучше никуда не выходить (утренний «намаз» всей группы стал ежедневным ритуалом).




А вот чего точно делать не стоит, так это выезжать с планом вместо карты!
Сцена третья
Радиалка с автостопом
«Ни дня без приключений или мальчик, ты баклажан!»
Еще утром я шутила, что Свит дважды пробился, Димка потерял рюкзак, Оля упала, так что сегодня моя очередь «приключаться» - и оказалась права…


После обеда Оля, Дима и Виталик остались кататься на скутерах, а мы с Денисом решили прокатиться на велосипедах, налегке. План на вечер – скутерами вывезти багаж на юг, там встать на ночь и утром продолжить движение своим ходом. Карты местности у нас не было, зато был туристический план, что где находится. На юге располагалось симпатичное озеро.




Преодолев несколько впечатляющих подъемов, я решила, что возвращаться – дурная примета и можно встретиться на месте ночевки. Ребята привезут багаж, мы оставим свои велы и Олю в качестве охраны, затем вернемся за оставшимися велосипедами. О чем ребятам и написала.


По итогу оказалось, что одинаковые расстояния по плану на местности отличаются в разы. Наше сообщение ребята нашли поздно, к тому же сами умудрились заблудиться. Картина маслом: смеркалось, мы в 10 км за Деренкуе и в 60 км от Гёреме. Местные при вопросах об озере, так машут рукой из-за плеча, что становится ясно – ехать еще очень далеко. Из вещей лишь легкая одежда, телефоны, некоторая сумма денег и блокнот с ручкой. К счастью, свет на месте.


Мне еще непонятно, как так получилось, но уже очевидно, что надо выбираться назад. Под угрозой ночевки в Деренкуе, предлагаю уехать автостопом.


Автостоп в Турции – дело нетрудное. Особенно если вас комплект – парень с девушкой. Местные жители доброжелательны, по пути нам часто приветственно сигналили (только на третий день я привыкла, и перестала шарахаться к обочине, а стала махать в ответ) и останавливаются охотно. Но активное движение днем с темнотой вымирает. Поэтому в восемь вечера мы долго стояли на пустынной трассе.

Велосипеды лежали рядом и старательно освещали нас фарами. Их наличие было сильно отягощающим обстоятельством. Первый мужик, который остановился, хотел подвезти, но взять нас не смог. Зато потом приехал микроавтобус с тремя веселым турками (наверное, первый им позвонил) и предложили отвезти в Невшехир за деньги. 100 евро. Несмотря усталость и плохое настроение я рассмеялась вслух. Потом достала блокнот, и мы упорно торговались.


Сумма  все равно получилась немаленькой, но моральную поддержку мне оказать было некому, так что я уступила. После решения финансовых вопросов наши спасители стали милейшими людьми: поили пивом, угощали семечками, я подарила каждому по цветочку со своей каски, а мне в ответ вручили белого плюшевого тюленя…. Разговаривать (в основном жестами) подрядился Денис , а я наконец-то смогла отдохнуть на заднем сидении… С женщинами восточные люди ведут себя аккуратнее, с парнями же запросто общаются по-панибратски.

Нас честно высадили в Невшехире, откуда мы быстро скатились в Гёреме, любуясь огнями ночного Аваноса. За день на моем одометре прибавилось 76 км по рельефу вверх-вниз-вверх и проваливаясь в сон, я клялась больше никуда не выезжать без карты :)
Сцена четвертая
Долгая дорога в Нигде

«Время есть – можно срезать»

Утро, завтрак, вид на воздушные шары, курс на юг!



Вот чего еще не стоит делать в Каппадокии – так это массаж ног на обочине :))) Наш путь снова начался с затяжного подъема, и мой организм вспомнил мне все вчерашние упражнения – схватила судорога бедра на обеих ногах. Пока ребята ждали наверху, к ним подъехали полицейские – пообщаться и узнать, не нужно ли чего (после нашей страны это воспринимается как-то дико). А когда Оля с Денисом стали разминать мне ноги, рядом тут же остановилась скорая с твердым намерением оказать помощь… Еще бы, такая картина! Плюс полиция в придачу! Димка с водителем без восторга узнали друг друга (вместе ехали позавчера и  выясняли отношения), поэтому представителей здравоохранения быстро убедили уехать. А с массажами в общественных местах мы стали аккуратнее.



Дальше начались трудовые велосипедные будни. Всегда есть объективная реальность – рельеф.  В Турции (и в центральной части, и на побережье) он достаточно холмистый – сначала долго вверх, потом быстро вниз, повторить  n+1 раз. Еще у велосипедиста есть два основных врага: дождь и встречный ветер. К ним два друга – автозаправки и защитные очки.

Во всем этом наборе мы медленно, но уверенно перемещались на юг – в город с красноречивым названием «Нигде». И если вас по ходу путешествия начнут посещать мысли:  «Как меня достал этот ветер!», «Такого сильного еще не было!», «Я же совсем не ощущаю спуска, вкручиваю, как проклятый!», «По-моему, надо было повернуть еще 2 часа назад…», «Мы что, за 8 часов проехали всего 30 км???», - знайте, вы не одиноки ;)))



В разгар таких мыслей, особенно, если начинается дождь, заправка оказывается настоящим раем. Мы встречали разной степени гостеприимство, но всегда можно было укрыться от ветра и дождя, заварить себе чай/купить на месте/угоститься предложенным, запастись шоколадом. На одной из заправок нам даже предложили обсушиться у лампы «уфо», угостили странным зеленым напитком с сильным вкусом ментола (профилактика простуды), предложили изучить карты в ассортименте и накачали колеса. Спасибо большое Хусейну :)




Если вас этим встречным ветром занесет в город  Нигде, погуляйте там, пообедайте и покиньте прежде, чем вы поймете, почему он так называется… Кормят вкусно. И дешево. И очень остро…


«- Бабушка, а это у вас кефир или сметана?
- Такое…»

Еда в Турции с нюансами. Они готовят очень вкусное мясо на гриле. У них много овощей (к которым всегда подают лимон), потрясающая выпечка и рахат-лукум. Но в меню сладкого обычно нет, его приходится покупать отдельно.  Лично мне больше понравилось питаться в больших курортных городах (Анталия, Стамбул) – там знают этих извращенных европейцев и специй кладут мало. В центральной части страны перец сыпется рекой и на каждом столике стоит баночка – если вдруг кому мало… 



Даже салат может быть с подвохом – есть у них для этих целей маленькие зелененькие жгучие перчики, которые виртуозно маскируются среди огурцов.  Зато всегда подают бутылку воды и много лаваша – только это и спасает. Турецкие супы-пюре меня не впечатлили, парни ели и не жаловались. Пробовали заказать что-то из аутентичных блюд, но съесть не смогли. Видать, не профессионалы.…  

В Турции популярен кисломолочный напиток айран, чай там черный (как вариант – яблочный), крепкий и в мелкой посуде. Его даже я стала пить с сахаром. Из местного экстрима – острый свекольный сок «шалгам сую». Перед дегустацией обязательно поставить рядом стакан с водой. Акция, как правило, разовая (в смысле, повторять не хочется).

Вернемся в Нигде.



Да, в Турции есть железная дорога. Но если вы путешествуете с велосипедом, то немедленно об этом забудьте.


Краткая хронология происшествия:

19:00 – приехали на ж/д вкозал, купили билеты

20:00 – пообщались со всеми сотрудниками вокзала (на русском, английском, жестами, через «гуглтранслэйт», рисунками), оставили вещи и налегке поехали ужинать

23:00 – уже поели, погуляли, купили продуктов, вернулись на вокзал

01:17 – в который раз понимаю, что не могу уснуть при столь ярком свете. Сижу на твердой деревянной скамейке в здании вокзала. Вокруг расположились ребята. В общем и целом мы напоминаем людей «без определенного места жительства». Спасаюсь плеером.



03:00 – все уже проснулись, принесли сумки. Час до отправления, на улице холодно.

04:00 – набежала толпа народу. У всех готовность №1, стоим на перроне.

04:15 – поезд опаздывает уже на 15 минут. Замерзаем стоять на перроне.

04:20 – греемся «кучкованием». Недоумеваем.

04:25 – стоим одни на перроне (все ушли в здание), греемся быстрыми движениями.
01
04:30 – поезд! Почти пустой, места сидячие. Похожий на наш экспресс «Днепропетровск-Киев». В который нас попросту не пустили…  Мол с велосипедами нельзя, а ничего, что места полно, мне виднее. Поезд уехал. Снова стоим одни на перроне. Недоумеваем.


Да, потом нам вернули деньги за билеты, мы в 5 утра кое-как нашли «отогар», безо всяких сил торговаться уехали на побережье в Мерсин. Жаль потраченного времени и бессонной ночи, но почему-то личный опыт самый действенный и самый тяжелый.
Действие четвертое – побережье!

Сцена первая
Мерсин – город одной набережной

Сцена вторая
Эрдемли – лучший кемпинг на свете

Сцена третья
Силифке – заправки наше всё


Солнце, небо, пальмы! Толпы народу и эмоциональный брюнет по имени Кристо – это город Мерсин. Здесь купаются в Средиземном море, готовят вкусную рыбу, катастрофически забывчивые официанты, вкусное фисташковое мороженое и километры бесконечной набережной. Мы несколько часов пытались оттуда выбраться, не раздавив по пути отдыхающих.




Побережье Турции активно строится. У нас в GPSе был генштаб 1986 года – с тех пор многое изменилось: на месте селений  в три домика сплошной конгломерат с небоскребами.  А как же наши ночевки в палатке? (до этого мы благополучно спали, съехав в сторонку от дороги, в каких-то деревьях-кустах. Воду брали на заправке).


Но Турция оказалась страной для людей. В поселке Эрдемли есть огромный роскошный кемпинг. Сосновый лес на берегу моря! Горячий душ, розетки, столик с лавочками, цветущая глициния и пустынный пляж, идеальный для ночных купаний (информация прозвучала на правах рекламы).



А вообще поездка по побережью, несмотря на палящее солнце и встречный ветер (как обычно) стала сплошным удовольствием. Попробуйте,  вам понравится!


Особенно рекомендую крепость Кызкалеси – замок Девичьих грез. За небольшие деньги можно оставить вещи под присмотром и побегать по всем стенам, переходам, лестницам, аркам… По настроению это прогулка определенно выиграла у Айя Софии в Стамбуле – полное отсутствие народу и все можно трогать руками :))) 



Кстати, по поводу вещей – в других местах мы их тоже оставляли совершенно свободно. Страна, где еще недавно за воровство рубили руки, с пониманием относится к вопросам собственности.


Велосипедная часть закончилась в городе Силифке, схема уже отработана: находим заправку, покупаем шоколад. Нас угощают чаем, рисуют план проезда на «отогар». 



Там торгуемся, берем билеты и время до отправления с удовольствием проводим в парке (где Оля всех удивляет невесть когда купленной клубникой). Дальше внимательная упаковка велосипедов, чай с кексом, сон в удобных креслах и «Доброе утро, Анталия!».


Действие пятое – скалолазный рай! 
Не считая содранных пальцев, мелкого дождика и фейла на Alabalik balcon (не вылезли 6с+)

Сцена первая и вторая
Анталия - Гейкбаири

В 30 км от Анталии находится поселок Гейкбаири – крупнейший скалолазный район Турции. Набор высоты туда больше 500м, так что гружеными на велосипедах ехать часа три. Там есть несколько кемпингов – мы поселились в Climbers  Garden – под массивом Magara.




За шесть евро с человека в сутки выделяется место под палатку, пользование душем, туалетом, кухней и общение с украинцами, россиянами, немцами, французами и прочими в качестве бонуса.  Да, половина кемпинга оказалась русскоязычными… Это было сначала непривычно и даже неприятно. Пора начинать думать о том, что говоришь вслух, а то нас побьют.

В первый день толпа народу ужасала, а потом мы стали вставать раньше и уже не попадали в общий ритм – завтракали сами, со скал возвращались в пустой душ, успевали отдохнуть в тишине. А общая кухня даже имеет свои преимущества: исходный набор продуктов  похож, но готовят все по-разному. Меня, например, отсутствие гречки в этой стране поначалу просто вводило в ступор.

Тогда стала заглядывать в чужие кастрюли на плите: - «О, а вот это вот выглядит ничего… Надо и себе попробовать сварить!». Глобализация и культурная интеграция во всей красе.


После еды можно за 20$ можно купить путеводитель по маршрутам, а можно просто отснять на фотоаппарат (правда, это не особо удобно). Еще можно взять в аренду веревку и скалолазное снаряжение, а если хочется куда-то далеко – то и машину напрокат.




С этого момента начинается скалолазный рай. Богатейший рельеф, красивые виды, нежарко (иногда моросит мелкий дождик), уровни сложности на любой вкус. Короткие мультипичи в три веревки, нависающие балконы и группа женщин из Киева, которые завешивают все, что видят и существенно расширили наши горизонты. 





Большой привет Маргарите Усатюк с компанией и отдельное спасибо за возвращенный телефон ;)))  


У кемпинга мы обнаружили только один конкретный минус (подъем не в счет – живописная природа с лихвой все окупает) – там постоянно влажно.  Какое-то мистическое место с особым микроклиматом и загадочной горой в ореоле облаков. Попросту говоря – выстиранное белье не сохнет по паре-тройке дней. А если не успел снять полусухое до очередного дождика – жди еще два дня.
Если вы устали лазить, то к вашим услугам Анталия: приятное море, вкусное мороженое и тортики, узенькие улочки старого города и масса причудливых статуй…


Действие шестое - вернуться домой… 

И не пасть в неравной борьбе с водителями автобусов, самолетов, охранниками метро и уличными торговцами.
Из личных открытий: старайтесь не делать гадостей незнакомым людям. Никогда. Даже случайно.  В суете отъезда, мечась по кухне, я ненароком налила масла из рыбных консервов в чужие кроссовки. Давно мне не было ТАК стыдно… Извинения извинениями, но я через 15 минут уеду, а девочке стирать обувь, которая в здешнем климате будет сохнуть неделю. И скорее всего, мы больше не увидимся – не будет возможности сделать в противовес что-нибудь хорошее. С этими мыслями выехала на серпантин. Немного успокоил свист ветра от езды в 30 км/час и дурманящий запах жасмина…


У любой стратегии есть слабые места. Если их больше трех, то стратегия, вероятно, провалится. А если речь идет о возвращении домой, то вероятность провала вам даже проверять не захочется.
Не спросив нашего мнения, вылет перенесли с 15.35 на 9.30. Пошли брать билеты на автобус. Как всегда – куча окошек, везде уверяют, что лучшего времени отправления и стоимости вы нигде больше не найдете. «Нигде» заканчивается через два-три метра.
Мысли вслух: «Да, мы можем выехать «впритык», если: а) автобус не задержится и не сломается, б) метро будет открыто, и мы туда без проблем загрузимся, в) оперативно (за час) разберем велосипеды и будет небольшая очередь на посадку…». Как много «если»! Придется ехать днем раньше и погулять по Стамбулу (за который мы обнесем кучу магазинов сувениров и научимся торговаться не хуже местных :))»
Перед самым отправлением из Анталии, загрузив половину велосипедов, с нас попытались взять еще денег за багаж. Три ха-ха. Как раз приехал злой Димка, уставший опаздывать за нами на автобус, и к тому же обнаруживший, что его телефон остался в Climbers  Garden… Через десять минут их живого общения нас попросили поскорее занять свои места. После этого вопросов серьезнее чем, «Чай или кофе?» у турок не возникало :)

Последняя прогулка по Стамбулу:




В аэропорт мы приехали ранним утром с большим запасом. 

А теперь в обратном порядке:  проходим металлоискатели и паспортный контроль со всем своим барахлом (никто при этом не нервничает, что вы с велосипедами и, прямо скажем, не совсем чистые). Не пугаемся толпе народу – это местные перелеты. А нам на international terminal – там покажут куда пройти и как подняться на второй этаж. 

Теперь  устраиваемся поудобнее и начинаем разбирать велосипеды (тактика дела описана в начале). Периодически кто-нибудь ходит к большому табло – за два часа до вылета объявят посадку и напишут, на какой терминал сдать багаж (у нас был 13 «Ж» - символично…).В обмен на багаж дадут билетики с указанной полосой самолета. Идем туда, по пути еще раз показав паспорта.  В самолет на автобусе не повезут  - у них выходы оборудованы выносными коридорчиками. А пока садимся, вот скамеечка.

Наш самолет по итогу задержался на час, места в самом хвосте, жесткая и нервная посадка. Уже знакомый обшарпанный аэропорт и мероприятие «собери меня, твой любимый велосипед, обратно».
Добро пожаловать домой.

Теперь о деньгах.

Всю поездку я сознательно вела учет расходов и регулярно разбирала бардак нашего «общака». Могу сказать, что Турцию нельзя назвать дешевой страной.
Средний курс по основным валютам (это 2012 год):
1 доллар – 1,75-1,78 турецких лир
1 евро – 2,32-2,33 лиры
гривны мы не меняли, но в перерасчете за 1 лиру нужно отдать 4,5-5 грн.
Наше мероприятие в расчете на одного человека (меня, неравнодушную к сувенирам и все такое) выглядит следующим образом:



В перерасчете на национальную валюту, каждый из нас потратил примерно 7500 грн.
Не помешает знать:
Если вы приехали с российскими рублями (да, так тоже бывает), то поменяйте их поскорее! Лучше всего прямо в аэропорту Стамбула. Потом мы с этой задачей возились две недели, пока, наконец, в Анталии, в третьем по счету обменнике (а до этого были содержательные диалоги, которые начинались со слов «Что ЭТО???») над нами сжалились и дали турецких лир. В Стамбуле по курсу предлагали немного больше.
Если у вас есть лишние вещи,  которые вы не хотите везти на себе всю неделю, то можно воспользоваться услугами турецкой почты (там и такое есть). Для этого нужно заранее найти в интернете название отделения, куда хотите отправить (они там уникальны – так что сразу перепишите на листик) и, проявив ангельское терпение и наблюдательность, проследить за заполнением бумажки отправления. Димка так заслал свой тяжеленный велочехол из Стамбула в Анталию, а там (несмотря на наш черный юмор) перед отъездом получил. Так что вариант имеет право на жизнь (хотя я бы им пользовалась исключительно в крайних случаях).
Напоследок желаю вам совершенно ничего не стесняться, и поездка по Турции станет яркой и приятной. 

Торгуйтесь! Если подобное неуместно, вам скажут «fixed price», но зачастую это приветствуется и вызывает уважение (помимо того, что экономит кучу денег). 

Объясняйтесь жестами, показывайте пантомимы, рисуйте! 

Обязательно переспрашивайте, если чего-то не поняли. Не бойтесь выглядеть дураками – вам, как иностранцам, заведомо многое прощается. Разделяйте понятия «нормально поесть» и «попробовать что-то новенькое из местной кухни», «хорошенько отдохнуть» и «посмотреть город». Старайтесь не строить никаких ожиданий, и происходящее превзойдет любые ;)

Удачи!


Наши спортивные достижения:

День 1-й (Стамбул: аэропорт-гостиница) – 22 км
День 2-й (прогулка по Стамбулу, поездка на автостанцию) – 7 км
Ночь – переезд в Нэвшехир – 746 км (автобус)
День 3-й (Нэвшехир-Учхисар-Гёреме) – 23 км
День 4-й (дневка в Каппадокии, радиалка – 76 км
День 5-й (выезд на юг, ночевка в 10 км от Деренкуе) – 34 км
День 6-й (Деренкуе – Нигде) – 51 км
Ночь – переезд в Мерсин – 206 км
День 7-й (Мерсин – Эрдемли) – 44 км
День 8-й (Эрдемли – Силифке) – 45 км
Ночь – переезд в Анталию – 400 км
День 9-й (Анталия – Гейкбаири) – 30 км
День 10-й (скалы, вечерняя покатушка) – 10 км
День 11-й (радиалка в Анталию) – 71 км
День 12-й(скалы, возврат в Анталию на автовокзал) –30 км
Ночь – переезд в Стамбул – 726 км
День 13-й и 14-й (поездка по Стамбулу, возврат домой) – 17 км
Итого у меня получилось 460 км по Турции :)





The best day
Мой самый лучший день в Турции – причудливая мозаика, как красивые светильники в лавке Стамбула. Раннее утро… Во весь опор мчусь по горному серпантину.
Потрясающе пахнет цветущими деревьями (ночью прошел дождь), а вокруг полыхают маки… Анталия, море… Народу совсем мало, еще рано. Прохладно, но ветра нет и температура воздуха сравнима с водой. Великолепное купание!



Утро становится поздним, я прячусь за широкой спиной Свита, а скутер несет нас навстречу лунным пейзажам Каппадокии. Ой, какая черепаха! Вот это виды!!! Если представить, что здесь море, все покрыто водой… А я медленно плыву между скальных изгибов, подныриваю в пещеры… Да, Димка, твое воображение заразно ;)))
Несколько глотков освежающего фрэша возле башни Галата, закусить фисташковым мороженым из Мерсина и на мультипич в Гейкбаири! Хорошо идем, быстро, четко. В ритм маршруту, это важно. Главный приз не разочаровал – Анталия в ореоле гор, далеко внизу. Приятный спуск – 70 м по отвесу. Как-то незаметно стемнело, но, несмотря на усталость, грудь распирает восторг: мы возвращаемся! И скоро встретимся в Гёреме с ребятами! Дневной счет на одометре перевалил за 70 км, перед нами огни Аваноса во весь горизонт и свистящий спуск в обнимку с белой полосой разметки. 

Ночь. Пахнет глинтвейном и соснами. Звучит отобранная у немцев гитара, звучат немного грустные, но такие искренние голоса… Нас ждет ночное бодрящее купание, долгие разговоры и одна музыка на двоих по пути в Стамбул, а впереди еще много-много приятных моментов! Только замри и чувствуй. Это просто.


Май 2012г.

Leave a Reply

Subscribe to Posts | Subscribe to Comments